"Наставничество как инструмент развития человеческого потенциала"

13.06.2023

В рамках года педагога и наставника в 2023 году администрация созвала круглый стол единомышленников для обсуждения наставничества. «Феномен наставничества уникален тем, что есть содержание, которое передается другому человеку, а есть неповторимый акт этой передачи. Профстандарт нужен не для того, чтобы формализовать процесс, а чтобы задать модель квалификации наставника. Не модель, в которой отразятся его компетенции как мастера и специалиста, а умение инвентаризировать способы действия, которыми он обладает сам, чтобы далее вместе с наставляемым выявлять и восполнять его дефициты», с такими словами выступила директор школы Абдухажиева Л.Х.

Другие участники круглого стола также затронули ряд проблемных вопросов, связанных со спецификой наставничества как инструмента развития человеческого потенциала. Модератором обсуждения выступила заместитель директора по воспитательной работе Усманова М.М.

 Она выступила перед участниками круглого стола с докладом.

«Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с молодыми специалистами как наставничество.

Наставничество - это систематическая воспитательная работа с каждым молодым специалистом, осуществляемая наставником в процессе совместной деятельности и общения в период адаптации.

Наставник - руководитель, или высококвалифицированный специалист, имеющий навык воспитательной работы и профессиональной деятельности.

Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство­ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко­водством наставника по согласованному плану профессионального становления.

Зачем необходимо наставничество?

Наставничество позволяет положительно влиять на:

профессиональное развитие;

закрепление и самореализацию;

состояние трудовой дисциплины;

формирование позитивных ценностей.

Кому необходим наставник?

Молодому специалисту - как друг и помощник в процессе адаптации;

подразделению - как связующее звено смены поколений;

учебному учреждению - как проводник культуры организации.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

Необходимо разработать:

критерии оценки деятельности структурных подразделений по наставничеству;

критерии оценки деятельности наставников;

систему материального стимулирования наставников по результатам адаптации;

методические пособия по наставничеству.

Организовать:

обучение наставников

Определить:

оптимальный перечень мероприятий направленных на цели наставничества

Задачи наставничества - привить молодому специалисту высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.

Наставничество помогает обеспечить единство нравственного и трудового воспитания молодых специалистов, успешной адаптации молодежи в обучении.

Роль наставника- педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.

Деятельность наставника - важное общественное поручение. Наставником может быть передовой опытный специалист, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий навыки воспитательной работы.

Закрепление молодых специалистов за наставниками.

Подбор наставников;

торжественное посвящение в наставники;

заключение договора о взаимном сотрудничестве (наставник - молодой специалист);

завершение наставничества с вручением «Аттестата трудовой деятельности».

 Подводя итоги обсуждения, Мадина Магомедовна  отметила, что по своей сути наставничество является инвестицией в человека. Поэтому поддерживать и развивать необходимо все виды наставничества: как формы, которые реализуются согласно программе или плану, так и ситуативные практики. При этом на качество процесса в большей степени будут влиять именно системные инструменты — такие, как профстандарт «Наставник», заключила она.